История театра «Эрмитаж» неотделима от имени его руководителя — режиссера Михаила Левитина. Ученик Юрия Завадского, Левитин обратил на себя внимание с первой постановки, когда в 1969 году на Таганке вышел его дипломный спектакль «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился». По легенде Левитин на спор с другом зашел в театр, и осмелился предложить Юрию Любимову поставить пьесу Петера Вайса, и легендарный худрук дал молодому коллеге свое согласие.
После громкого дебюта Левитин выпускал спектакли в разных городах, к концу 1970-х в его багаже было около десяти постановок. Вместе с Михаилом Филипповым и Сергеем Понамаревым он создал в Курчатовском институте Студию буффонады, а другая, в которой играли начинающие Лия Ахеджакова, Всеволод Абдулов, Светлана Брагарник, Иван Дыхавичный, Ольга Остроумова и Альберт Филозов кочевала по подвалам.
В 1978 режиссер попал в Московский театре миниатюр (будущий Театр «Эрмитаж»). На тот момент театр возглавлял Владимир Поляков. Автор искрометных текстов Аркадия Райкина и сценарист «Карнавальной ночи» пользовался огромным авторитетом, уйдя от Райкина он получил в 1961 году небольшое помещение в саду «Эрмитаж», в котором открыл свой Театр Миниатюр. К приходу Левитина он работал в привычной эстрадной манере, на которую не могли повлиять даже приходящие на разовые постановки Ю. Любимов, А.Гончаров, В. Канцель. Поляков давал Левитину возможность ставить, хотя не замечал за ним особого таланта. Впрочем, режиссер не держал зла на своего старшего коллегу.
Позже он признавался, что именно Поляков «пробудил в нем интерес к литературному поиску, подарил особое трепетное отношение к смешному, привил вкус к современной комедийной технологии, познакомил с творчеством Аркадия Аверченко, Тэффи, Бухова и Хармса.
Первые постановки в театре «Чехонте в Эрмитаже» и «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов»; резко изменили направление театра, расширили круг его зрителей, привлекли к нему внимание людей культуры. «Хармс», сыгранный более семисот раз, до сих пор остается в репертуаре. Спектакль стал не только театральным, но общекультурным событием: благодаря ему, со сцены впервые зазвучали тексты обэриутов: Хармса, Введенского и Олейникова.
В 1987 году Левитин стал главным режиссёром Театра миниатюр, преобразованного в Театр «Эрмитаж», а в 1990 — его художественным руководителем. Каждая его постановка привлекала к себе внимание не только из-за ее художественных достоинств, но из-за выбора необычной литературной основы.
К спектаклям-открытиям можно причислить постановку «Нищий, или Смерть Зандаo» по неоконченной пьесе Юрия Олеши, «Капнист туда и обратно» — постановка по Юлию Киму, включающая в себя фрагменты пьесы драматурга 18 века Василия Капниста, «Ивона, принцесса Бургундская» по пьесе классика польского авангарда Витольда Гомбровича.
Театр «Эрмитаж» — авторский театр, его художественный руководитель автор нескольких книг, в том числе о театре, лауреат премии «Букер». Целый ряд спектаклей Левитин поставил по собственным пьесам и инсценировкам. Из тех, что представлены в нынешнем репертуаре «Эрмитажа» — «Анатомический театр инженера Евно Азефа», «Леокадия и десять бесстыдных сцен», «Изверг», «Снимок Бога», «Тайные записки тайного советника».
Выстраивая свою репертуарную политику, Михаил Левитин осознано создавал эстетский, элитарный театр, памятуя вероятно, что первое значение слова «уголок отшельника» — «место уединения». Писать о его спектаклях трудно, потому что они сплетены из импровизаций, клоунады, нестройного ритма выходов и уходов, слез и смеха, танцев и скандалов, причудливо сменяющих друг друга. В его постановках присутствует наивность и чистота, с которой, казалось, режиссер смотрит на природу театра. Левитин долгое время хотел официально назвать свой «Эрмитаж» «школой клоунов», а в 2013 году (через 35 лет) режиссер осуществил свою мечту, открыв дополнительную сцену с таким названием. Клоун по-левитински — это актер в своем высшем выражении чаплинского мировосприятия.
Вероятно таким актером, идеально воплощавшим замысел режиссера, можно считать Виктора Гвоздицкого, с которым Левитин поставил двенадцать спектаклей. Среди которых «Скверный анекдот» по Ф.М. Достоевскому, «Дон Жуан» по Тирсо де Молине и Мольеру, «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Сонечка и Казанова» по М. Цветаевой, «Вечер в сумасшедшем доме» по А.Введенскому и многие другие. В «Эрмитаже» сыграла свои лучшие роли красавица и клоунесса Любовь Полищук.
Вера в «Хронике объявленной смерти», кинозвезда в «Вере» и «Зойке »по Ю. Трифонову, Зоя Пельц в «Зойкиной квартире».
На протяжении двух последних десятилетий судьба театра складывалась таким образом, что коллективу во главе с его бессменным лидером приходилось решать не столько творческие вопросы, сколько имущественные споры.
В 90-ые, вокруг привлекательного куска земли, на котором расположилось здание, шли бесконечные войны. Театр пытались отнять, затем его два раза поджигали, Левитин и его актеры участвовали в голодовке. В этой непростой изматывающей ситуации эрмитажевцы продолжали творить. Играли под дождем, который лился в зал сквозь сгоревшую крышу спектакль «Парижская жизнь» при свечах (электричества в театре не было), пели у подножья Эйфелевой башни песню Ива Монтана «Опавшие листья».
После долгих мытарств основная сцена театра закрылась на ремонт, последние два года Михаил Левитин и его коллектив приютил у себя театр Мастерская Петра Фоменко. На этой сцене театр выпустил свои последние премьеры «Кураж» по Брехту, «Тайные записки тайного советника» по чеховской «Скучной истории» с Михаилом Филипповым в главной роли, в августе театр выпускает «Мою тень» по пьесе Евгения Шварца — еще один спектакль с приглашенным премьером Евгением Редько.
Добавить комментарий